Склады в Великобритании
2013 год оказался не только рекордным по объемам строительства и сделок со складской недвижимостью за всю историю российского рынка - лично для меня он ознаменовался большим количеством командировок, в том числе несколько раз вырвался я и за пределы нашей Родины. И, как мне показалось во время перелета из Новосибирска в Москву, почему-то про эти склады я пока ничего не писал. Итак, сегодня считаю, что про современные складские комплексы Московской области достаточно написано - давайте сделаем паузу и посмотрим на Англию.
Я поехал к своим коллегам в гости в Манчестер, Лидс и Шеффилд, и, конечно, не мог не посмотреть на то, как развивается складская и офисная недвижимость в этой части Англии. Меня все время удивляли цифры - объем складов только в этой области Великобритании сравним с общероссийским объемом качественного предложения (правда, коллеги в свои 120 млн квадратных футов включают и совсем старые, по нашим меркам, помещения, поэтому наверное сравнение с нашим рынком не совсем корректное), при этом эти самые объемы не очень-то и измеряют (ну есть свободные склады - и хорошо, есть и на аренду, и на продажу), а вакансия местами какая-то неразумная: склад может стоять пустой годами (сейчас вакансия идет вниз).
Отмечу то, что мне показалось интересным в планировочных решениях. Во-первых, зона парковки грузовиков и легкового автотранспорта в основном разделена - то есть для них даже въезды и КПП разные. Достаточно традиционно для Европы - на парковку для легковых автомобилей мы заехали спокойно, без какого-либо общения с охраной. Вообще охранники всегда рады помочь, фотографировать не запрещают и, наоборот, подсказывают, откуда ракурс будет получше.
Офисная зона в большинстве складов сделана так, чтобы и глазу было приятно, и работникам комфортно: много стекла, современные «зеленые» решения и т.д. Архитектура тоже достаточно разная - над внешним видом склада явно работают.
Складские доки зачастую располагаются очень близко друг к другу, но тут надо учитывать специфику региона. Как правило, предсказать время доставки товара и спланировать потоки правильным образом значительно проще: это не Москва и не Лондон, на дорогах нет жутких пробок, да и расстояния в самой Англии не нашего масштаба. Поэтому можно заставить объекты работать эффективно.
При создании новых парков и строительстве под ключ английские девелоперы готовы предлагать блоки от 4.500 метров - все как у нас. Сначала прокладывают инфраструктуру. Ранее, буквально два года назад, государство помогало девелоперам тем, что, если построенное здание пустовало, с него не требовались налоги: таким образом, девелопер мог строить «впрок». Теперь таких поблажек нет.
При этом в аренду и на продажу предлагаются и старые, и новые складские комплексы. Например, это здание построено порядка 9 лет назад - и уже год ждет своего клиента.
Проезжаем по улицам города - вижу один из складов self-storage. Довольно крупное здание, тысяч на 25-30 квадратных метров.
В Англии последние пять лет спекулятивного строительства практически не наблюдалось: сказывалось состояние экономики, девелоперы предпочитали работать под ключ. Только в 2013 году началось оживление, и сейчас во всех городах коллеги-брокеры жалуются на недостаток свободных складов.
(Один из складов, построенный под клиента, сейчас свободен на рынке)
Вообще местные девелоперы, по-английски флегматичны: из того, что я услышал, доходность порядка 5% никого особенно не пугает.
Строятся и крупные объекты, и небольшие отдельно стоящие здания.
Архитектура складов очень даже разная. Например, склад Адидас вообще на склад не очень-то и похож, прежде всего, наверное, потому, что не обнесен плотным забором с колючей проволокой выше человеческого роста? (Склад Kellog’s и ND Logistics оформлен более традиционно)
Одна из промышленных зон известна своими современными предприятиями - в том числе инновационным производством Rolls Royce. Так, на заметку - на плоских продуваемых территориях «ветряки» расположены во многих местах.
Рядом с промзонами такого типа создают и дома для того, чтобы привлечь рабочую силу. Со слов моих сопровождающих, они недорогие (меня больше всего удивила скученность - никакой своей площадки у дома с лужайкой все-таки не получается, но, возможно, для снижения цены это необходимо). То есть региональные власти подходят к развитию территорий с точки зрения стратегического планирования роста районов.
Еще в таких промзонах можно найти и небольшие помещения в аренду для легкого производства - это похоже на то, что у нас происходит в нескольких индустриальных парках (правда, у нас преимущественно на базе старых зданий и строений). Здесь в здании расположено три или четыре фирмы. Кстати, на фото опять видны «ветряки»!
Ну, и наконец, покажу один из крупных складов, построенных три года назад и до сих пор не заселенных арендаторами. Его площадь составляет почти 40.000 квадратных метров, готов к въезду.
Меня сначала удивила такая конфигурация здания: погрузочные доки отнесены в сторону от офисной части. Причем стоят достаточно плотно друг к другу, и только в одной части этого здания.
Но удивляться пришлось и на входе в офисную часть. Итак, вход в офисную часть оборудован двумя автоматическими дверями с датчиками движения. Это как у нас в офисе класса А в Москве…
При этом первое, что я увидел, войдя в здание - счетчик электроэнергии, выработанной солнечными панелями на крыше здания. Энергосберегающие технологии используются в новых зданиях практически везде. (Ну «ветряк» рядом со зданием я тут показывать не буду, но он тоже тут есть)
Шаг колонн предстоит еще пересчитать в метры (я жду бриф из Англии с параметрами этого здания), но пролеты явно больше, чем 12*24.
Причина, почему склад стоит пустой, стала очевидной после того, как я взглянул на здание изнутри. Ведь это здание нельзя побить на части для нескольких арендаторов, это здание - для одного клиента. Вот, например, фото офисной вставки - ее нельзя никак разделить на нескольких арендаторов! То есть, в данном случае, девелопер построил его - замечу, спекулятивно - и приготовился ждать арендатора, кому подойдет именно такое здание. Кстати, зарядных комнат тут нигде не предусмотрено - за здравствуют гелиевые и литий-ионные батареи!…
Что же касается офисной части, то она уже отделана и тоже готова к въезду. Интересно и то, что и на складе, и в офисе уже установлены датчики движения, энергосберегающие светильники и прочие средства экономии электроэнергии. Со слов моих коллег, удорожание незначительное, а экономия на операционных издержках и «зеленость» здания имеют важное значение для арендаторов.
В офисную зону ведет не только лестница, но и лифт. Согласно последним изменениям в строительном законодательстве, здания должны быть оборудованы лифтами на случай, если на предприятии будут работать люди с ограниченной мобильностью (да, прием инвалидов на работу - часть социальной политики компаний, практикуемый повсеместно).
Сейчас по аренде этого склада ведутся переговоры - нашелся резидент, кому может подойти здание целиком.
Мой коллега из Leeds был достаточно сильно удивлен предложением сделать склад подходящим для деления на несколько арендаторов - с его слов, местные компании предпочитают иметь отдельно стоящее здание для собственных операций. Наверное, мы просто по-разному относимся к складскому хозяйству и возможности работать совместно под одной крышей. Так, самолет уже направляется на посадку, пора заканчивать. Пока подумаю, какой еще склад описать.
На этот раз завершу фотографией офиса Knight Frank в Лондоне, на Baker Street, 55, недалеко от музея Шерлока Холмса.
Вы подписаны на нашу рассылку
Как только ваш запрос будет обработан, вы получите письмо со ссылкой для просмотра анализа.
На ваш номер телефона выслан смс код. Для продолжения пожалуйста введите его в форме внизу
Отправте запрос и получите актуальное среднемесячное количество пешеходного трафика, количество людей проживающих рядом, а так же информацию об остановках общественного транспора, пешеходных переходах, парковках и метро абсолютно бесплатно.
В каком радиусе от помещения провести анализ пешеходного трафика, инфраструктуры и анализ количества людей проживающих рядом?