Архитектура до сих пор воспринимается как сугубо «мужская» сфера. Да, была великая Заха Хадид – правда, сама она выступала против того, чтобы позиционировать себя именно как «женщину-архитектора» – но остальные девять имен-брендов в топ-10 современной архитектуры принадлежат мужчинам. Это создает впечатление (ложное), что присутствие женщин в этой сфере случайно и минимально, а их вклад незначителен. Arendator.ru хотел бы разоблачить данный миф и представить читателям подборку знаковых строительных проектов, разработанных женщинами.
Еще полвека назад «женщина-архитектор» звучало почти как нонсенс. Сегодня большинство архитектурных бюро по крайней мере на треть укомплектованы женщинами. Среди абитуриентов в МАрхИ на их долю приходится 75%. Вместе с тем в медийном плане и популярной культуре архитекторы-мужчины продолжают безоговорочно доминировать. Дискриминация наблюдается в оплате труда – разница может достигать 20-30%.
Можно ли вообще говорить о женском видении архитектуры? И если да, то каковы его особенности? Тилла Теус, автор «алюминиевого ресторана» на одной из вершин Швейцарских Альп (265- м над уровнем моря), придерживается следующего мнения: «Возможно, в отличие от мужского подхода, женская практика формируется понятиями атмосферы и настроения, и только потом фокусируется на технических моментах». Жюльетт Биккеринг, возглавляющая руководитель кафедру архитектуры и инженерии университета Эйндховена усматривает основное различие в организации процесса управления и коммуникации при работе над сложными задачами: «Женский подход — более осторожный и разносторонний — охватывает больше мнений и вариантов развития проекта. Мужчины же, наоборот, более целеустремленные, сосредоточиваются на конкретной концепции и идут до победного».
В этом материале Arendator.ru мы расскажем о пяти самых ярких и успешных представительницах современного архитектурного сообщества, а также об их главных проектах.
Элизабет Диллер
В России проекты Элизабет Диллер известны куда больше, чем она сама. Вместе с мужем Рикардо Скофидио она разработала концепцию парка «Зарядье», который стал единственным представителем страны в рейтинге 100 лучших мест в мире от журнала Time. Это же издание в 2018 году включило Диллер в число 100 самых влиятельных людей на планете. Знаменитый парк Нью-Йорка High Line, который стал классическим образцом ландшафтного редевелопмента и неизменным участником всех лекций о том, как обустроить городское пространство, также был создан при участии Элизабет Диллер. Рядом с ним открылся культурный центр The Shed, оснащенный огромный выдвижным модулем. Вообще культурная инфраструктура занимает едва ли не главное место в творчестве Диллер. Здесь можно упомянуть хотя бы о реконструкции «американского Парфенона» «Линкольн-центра» или строительстве Лондонского центра музыки в Барбикане, который станет новой домашней сценой для Лондонского симфонического оркестра. «По какой-то причине Лиз видит возможности, где другие видят проблемы. Она может сделать невозможное», – так отозвался о коллеге Фрэнк Гэри. Их проекты – концертный зал им. Уолта Диснея и музей современного искусства The Broad –как раз соседствуют на одной улице (Grand Avenue) в Лос-Анжелесе. Слова Гэри – не просто лестное замечание. Диллер действительно предлагает совершенно потрясающие решения – такие, как The Blur Building, медиапавильон Всемирной выставки на озере Ивердон-ле-Бен. Это в прямом смысле слова атмосферное место. Его «стены» и «крыша» состоят из множества частиц воды, парящих в воздухе – проще говоря, из тумана. «Конструкция» создается за счет регулируемой работы 33 тыс. брандспойтов.
«Изучив изобразительное искусство, а затем и архитектуру, я никогда не думала о своей «чистой» роли профессионального архитектора или художницы. Я нашла что-то вроде золотой середины, «загрязненной» со всех сторон».
Джинн Гэнг
На следующий год после Диллер фигурантом топ-100 от журнала Time стала ученица Рема Колхаса Джинн Гэнг. Каждый ее проект становится общественным пространством, территорией коммуникации и взаимодействия. Этому способствуют применяемые ею архитектурные приемы. Самый яркий пример – небоскреб Aqua Tower в Чикаго, который фактически представляет собою «вертикальную улицу». Волнообразные перекрытия одновременно служат и платформами для балконов, что с одной стороны создает необычную текстуру фасада, а с другой формирует безбарьерную среду для общения между людьми, живущими на разных этажах. По схожим принципам создавался и другой чикагский проект Гэнг Vista Tower, объединяющий около 400 резиденций и 200 отельных номеров. Для фанатов статистики сообщим, что на сегодняшний день это самое высокое – 101 этаж, 365 метров – здание, спроектированное женщиной. Каждый раз она так организует пространство, что оно становится удобным для коммуникации между разными группами людей. Это четко прослеживается в концепциях Центра социальной справедливости Arcus, театра Writers Theatre или лодочной станции в Кларк Парке. Гэнг сумела превратить полицейский участок в одно из любимых мест горожан, а бетон, положенный в несколько слоев, стал у нее носителем арт-идеи (Центр SOS Children’s Villages).
«Большинство людей думают, что архитекторы занимаются зданиями и городами. На самом деле мы проектируем отношения между людьми».
Кадзуё Сэдзима
Лауреат Притцкеровской премии, первая женщина, ставшая куратором венецианского архитектурного биеннале, Кадзуё Сэдзима является олицетворением японского минимализма в архитектуре – современные технологии в этом плане только подкрепляют тысячелетнюю традицию. Поэтому с нашей стороны было бы неправильно предаваться многословию. Отметим, что большинство ее работ можно сформировать в два морфологических типа. Первый – это строго очерченные прямоугольные объемы (Новый музей современного искусства в Нью-Йорке, «Цольферайн-кубус» в германском Эссене, отделение полиции города Тёфу, магазин Dior Omotesando в Токио, Театр Де Кунстлини в Альмере) и пластичные волнообразные планировки (учебный центр Rolex Федеральной политехнической школы Лозанны, павильон галереи «Серпентайн» в Лондоне).
«Женщинам моего поколения было трудно стать известными архитекторами. Мы учились архитектуре, и нас, конечно, брали на работу в большие компании, но мы никогда не были там на тех же позициях, что и мужчины. Но нашим матерям и старшим сестрам было еще труднее».
Франсин Хубен
Для Франсин Хубен характерно приоритетное внимание к природной среде и бережное отношение к земельному ресурсу. Но именно она предложила радикальную реорганизацию голландских ландшафтов. Среди ее топовых работ – 43-этажный небоскреб Montevideo в Роттердаме, который с учетом установленного на кровле логотипа достигает 150 метров, и 86-метровая «пиксельная» высотка с «изломом» в Неймегене, которая получила название FiftyTwoDegrees («52 градуса», имеется в виду 52 градуса северной широты – параллель, на которой расположен город). Для Нидерландов это в прямом смысле «выход из плоскости». Еще один аспект авторского стиля Франсин Хубен – акцент на пустотах. Поэтому в ее проектах так много «сетчатых» и «слоистых» конструкций: музей Kaap Skil в Удешильде, библиотека в Бирмингеме, Дворец правосудия в Кордове, Национальный центр искусств в Гаосюне (Китайская республика на острове Тайвань). Она отстаивает индивидуальность стиля и подчеркивает, что архитектор должен быть режиссером и сценаристом. Лучшие возможности для этого предоставляют общественные пространства – парк имени Нельсона Манделы в Амстердаме, университетский Мэкел парк в Делфте, «Сад Европы» (Кёкенхоф) в Лиссе.
«Я стала архитектором, чтобы совмещать в своих работах человеческие, технические и эстетические аспекты, способствовать улучшению качества жизни людей, а также иметь возможность сделать этот мир лучше».
Одиль Декк
Про Одиль Декк архитектурные критики любят повторять, что она бунтарка (этому, вероятно, способствуют ее одежда и макияж). Нам кажется, что это не совсем так. Просто она смело идет по тому пути, который ей нравится. Ее подход совмещает технологическое новаторство и незыблемый гуманизм. Свой стиль Декк определяет термином hyper-tension – «гипернапряжение». Действительно, пространство в ее проектах постоянно искривляется и выглядит максимально пластичным. Однако это нельзя назвать позерской игрой с формой. Декк стремится создать такой объект, который будет удобен для потребителя. Кроме того, она всегда закладывает в концепцию сильный эстетический посыл, но без лишнего аффекта. Возможно, лучшей иллюстрацией этого принципа является дизайн ресторана Phantom в знаменитом парижском театре Grand Opera. Декк показала себя как незаурядный независимый автор уже в первой большой работе. Ею был офис Banque Populaire de l'Ouest в городе Ренн (Франция). Любимые цвета архитектора – красный («цвет жизни») и черный («цвет истории»). Их сочетание во многом сформировало облик таких проектов, как здание регионального фонда современного искусства FRAC в Ренне, новый корпус Музея современного искусства MACRO в Риме, павильон мебельного центра Greenland JSWB в Шанхае или жилой комплекс Red Lace во Флоренции.
«Я сама не статична, а потому строю так, чтобы человек совершал свое небольшое путешествие, находясь внутри моих зданий».
Разумеется, пятью перечисленными архитекторами женское представительство в архитектурной элите далеко не исчерпывается. К сожалению, формат нашего материала не позволяет рассказать об удивительной Аманде Левете, спроектировавшей удивительные медиа-центр на стадионе Lord’s Cricket Ground, магазин Selfridges и наземный павильон станции метро Monte Sant'Angelo в Неаполе, о Рахе Ашрафи и ее проекте «вертикальной деревни» в Тегеране, Натали Розенцвейг, виртуозно переделавшей старую ратушу Восточного Лондона в роскошный пятизвездочный отель, классике чешской и британской архитектуры Эве Иржичне, превратившей родной город Злин в один из центров современного функционализма и high-tech’а, Татьяне Бильбао, которая нашла способ предложить по-настоящему доступное и качественное жилье с ценников 7 тыс. долларов и многих других. А потому настоятельно рекомендуем вам посвятить немного времени Google и узнать о них больше.
Вы подписаны на нашу рассылку
Как только ваш запрос будет обработан, вы получите письмо со ссылкой для просмотра анализа.
На ваш номер телефона выслан смс код. Для продолжения пожалуйста введите его в форме внизу
Отправте запрос и получите актуальное среднемесячное количество пешеходного трафика, количество людей проживающих рядом, а так же информацию об остановках общественного транспора, пешеходных переходах, парковках и метро абсолютно бесплатно.
В каком радиусе от помещения провести анализ пешеходного трафика, инфраструктуры и анализ количества людей проживающих рядом?