Затянувшийся кризис на рынке недвижимости стал жестким испытанием для индустрии апартамeнтов. Покупательская аудитория в такие периоды переориентируется либо на классическое жилье, либо на простые форматы с предсказуемыми перспективами (склaды, продуктовые мaгазины у дома). Апaртаменты, напротив, столкнулись с уменьшением потока инвестиций. На петербургском рынке весной образовалась пробка из 4,5 тыс. нераспроданных лотов. В Москве реализация этого продукта сократилась почти на 40% по сравнению с прошлогодними результатами. Ситуация в регионах не лучше. В сложившихся условиях для выхода индустрии из тупика требуются новые управленческие и технологические решения. Одним из них, по мнению экспертов Arendator.ru, способен стать цифровой модуль Logus AMS.
С 2020 г. на рынке aпартаментов фактически не было сколько-нибудь продолжительного отрезка времени, который можно назвать спокойным и благополучным. Три с лишним года все основные игроки (девелоперы, управляющиe кoмпании, финансовые институты) вынуждены искать сценарии адаптации. И надо отдать им должное: за этими импровизациями, как правило, стоял грамотный риск-менеджмент, который позволял поддерживать бизнес на плаву. Но комбинация негативных факторов постоянно менялась, и участники рынка не всегда успевали принимать эффективные контрмеры. В итоге к началу текущего сезона в Санкт-Петербурге вообще прекратилось строительство новых апарт-комплексов. Суммарный объем пополнений в первом квартале 2023 г. измеряется лишь 125 лотами, за три месяца до этого показатель лишь немногим превышал 500 лотов. Между тем, стандартная величина составляет 2-3 тыс. единиц. Снижение темпов строительства продиктовано недостаточным объемом спроса. За год состав предложения на витрине вырос в полтора раза – это явное свидетельство застоя в каналах реализации. В Москве продажи aпартаментов также переживают серьезный спад. По итогам января-мая 2023 г. рынок недосчитался порядка 30 млрд рублей инвестиций. Количество сделок снизилось на 38,5%. Значительная часть проектов подошли к финалу своей карьеры, а девелоперы не готовы к масштабной ротации, опасаясь низкой потребительской активности.
Слабость aпартаментов как продукта заключается и в их двойственной природе. Промежуточное положение между жильем и гостиничными номерами создает дополнительные сложности в экономической модели подобных проектов. Эксперты зафиксировали характерную тенденцию: до половины покупателей недвижимости в апарт-отелей берут ее для собственного проживания или в подарок родственникам, не преследуя каких-либо инвестиционных целей. Тем самым концепция проекта размывается, но многим операторам приходится с этим мириться, чтобы поддерживать приток ликвидности. В основном это касается комплексов малого и среднего масштаба. Для них отказ от розничных продаж и ставка на полностью самостоятельные гостиничные модели означают сверхдлинные сроки окупаемости (до 25 лет). Кроме того, в этой схеме не заинтересованы банки. Они предпочитают работать с апарт-комплексами на тех же основаниях, что и с классическими жилыми домами, то есть при помощи эскроу-счетов. Иначе кредитование становится слишком рискованным.
Крупные проекты развиваются по другому пути. Связанные с ними девелоперские и упрaвляющие компании «прокачивают» как раз отельную составляющую. Особенным успехом пользуются многоформатные концепции, объединяющие на одной площадке сразу несколько типов предложения, включая традиционные гoстиницы с известными брендами. При этом часть фонда резервируется именно под сервисные aпартаменты. Ликвидность, а значит, и привлекательность для инвесторов таких проектов напрямую увязывается с пакетом дополнительных сервисных опций (коворкинг, спа-салон, фитнес-клуб, бассейн, лекторий, кинозал, гастрономия). Чем их больше, тем лучше. Сетевым операторам важно освоить все возможные ниши и охватить как можно более широкий сегмент аудитории. Чтобы добиться максимальной эффективности они в настоящее время форсируют взаимодействие с туристическими компаниями. Эта коллаборация обеспечивает дополнительный приток постояльцев, что придает устойчивости апарт-комплексам (особенно на петербургском рынке).
Еще одно действенное средство адаптации к жестким условиям непредсказуемого рынка – цифровизация. Речь идет не только об умных системах контроля над инженерными сетями. В настоящее время резко повышается роль коммуникации и маркетингового инструментария. На обслуживание этих аспектов направлен программный модуль управления для апарт-отелей Logus AMS, разработанный компанией Libra Hospitality. Помимо прочего его функционал существенно облегчает сбор, систематизацию и анализ статистических данных. Благодаря этому улучшается качество управления фондом. Среди преимуществ софта следует указать простой интерфейс, интерактивный учет расходов (амортизация, ремонт помещений, оплата коммунальных ресурсов, стоимость текущего обслуживания), наличие дашборда с оптимально сгруппированными графиками и таблицами. Еще одно ключевое преимущество системы – возможность учета всех контрагентов и оперативный мониторинг их активности. Logus AMS обладает неограниченным потенциалом по масштабированию и подходит для любой модели бизнеса (классическая аренда, агентское соглашение по конкретным лотам, «общий котел»).
Описанное выше решение и его аналоги, безусловно, не смогут купировать экономический негатив, с которым сталкивается рынок aпартаментов. Но специалисты Arendator.ru видят в нем ценное подспорье, которое поможет операторам выйти на предельно возможную эффективность в нынешних обстоятельствах.
Вы подписаны на нашу рассылку
Как только ваш запрос будет обработан, вы получите письмо со ссылкой для просмотра анализа.
На ваш номер телефона выслан смс код. Для продолжения пожалуйста введите его в форме внизу
Отправте запрос и получите актуальное среднемесячное количество пешеходного трафика, количество людей проживающих рядом, а так же информацию об остановках общественного транспора, пешеходных переходах, парковках и метро абсолютно бесплатно.
В каком радиусе от помещения провести анализ пешеходного трафика, инфраструктуры и анализ количества людей проживающих рядом?