Фуд-холл (фуд-молл, гастромаркет, фуд-пространство, фудспейс, фуд-парк) – гастрономическая площадка с набором уникальных концепций общепита.
В отличие от фуд-кортов, где люди обычно перекусывают и отдыхают во время шопинга, фуд-холлы – это место притяжения, сюда приходят специально, чтобы попробовать новые блюда и пообщаться с друзьями. В фуд-холлах проводят много времени, там назначают встречи, а наличие событийных площадок с разными мероприятиями в ряде проектов делает их полноценным форматом развлечений. Посетитель фуд-холла, как правило получает возможность попробовать разные кухни мира в одном месте, при этом средний чек ниже, чем в ресторане.
В Санкт-Петербурге первый фуд-холл «Бутылка», хотя и не в классическом формате, открылся в 2017 году на территории острова «Новая Голландия». А в 2019 году появился Василеостровский рынок. Стало очевидно, что такой формат интересен, как жителям, так и туристам Северной столицы. Однако, бум фуд-холлов в Петербурге не случился, так как помешала пандемия. Тем не менее, девелоперы не отменили свои планы, а лишь перенесли сроки открытия.
За первых 5 месяцев 2023 года в Санкт-Петербурге открылось 2 новых гастрономических пространства – гастромаркет «Рябово» во Всеволожске и фуд-холл в составе общественного пространства «Фабрика» на Кирочной улице. На начало лета 2023 года в формате фуд-холлов в Санкт-Петербурге работает 14 пространств общей площадью 52 700 кв. м. На разной стадии реализации находится еще 13 проектов площадью 32 000 кв. м. В ближайшее время планируется открытие фуд-холла в торговом центре Atlantic City, в котором уже анонсировано открытие ресторанов: Omo Korean food, «Тихий sushi lab», «Грузия+Италия», «Дед ХО» и других.
Условно фуд-холлы в Санкт-Петербурге можно разделить на три группы:
В Петербурге формат фудхоллов развивается сразу в нескольких направлениях. С одной стороны, в рамках торговых центров. Первым фуд-холлом в мире в торговом центре принято считать проект, открывшийся еще в 1849 году в лондонском Harrods. В Санкт-Петербурге фудхоллы в торговых центрах появились 170 лет спустя. В 2019 году открылся Eat Market в ТЦ «Галерея» и City Food в ТЦ «Сити Молл». В 2021 году – «Гондза Бондза» в ТЦ Leo Mall и «Фуд Парк» в ТЦ «Меркурий».
С другой стороны, фудхоллы открываются в зданиях сельскохозяйственных рынков. Что также не уникальная особенность петербургского рынка, а мировая практика. Например, известный рынок на Бродвее работает с 1917 года и сейчас там можно купить не только свежие продукты, но и попробовать блюда разных кухонь мира. А в Лиссабоне фуд-холл Time Out Market Lisboa работает с 2014 года, но рынок на его месте существовал еще с 1 100 года.
В ряде случаев концепции проектов предлагают удачное сочетание фуд-холла и классической торговли продуктами с прилавка. В Петербурге несколько лет уже работает Василеостровский рынок, а в 2022 году открылся Московский рынок. Эффект синергии работает в тех местах, куда люди годами ходят за продуктами.
В действующих фуд-холлах Санкт-Петербурга представлено 379 площадок для размещения ресторанов, из которых 323 заняты арендаторами, а 56 вакантны. Объем свободного предложения в составе гастрономических пространств в Санкт-Петербурге составляет 15%. Наименьшая заполненность отмечается у фуд-холлов Ленинградской области и Выборгского района. Высокий показатель вакантности в Адмиралтейском районе обусловлен открытием крупнейшего в стране фуд-молла Vokzal 1853 в конце 2022 года, не все помещения которого еще арендованы ресторанами. Фудхоллы Центрального, Василеостровского и Петроградского районов заполнены почти полностью.
Наиболее распространенной концепцией ресторанов, представленной в фуд-холлах Санкт-Петербурга, является паназиатская (25% всех заведений), в состав которой входит китайская, корейская, вьетнамская, японская, индийская и тайская кухни.
Вторым по популярности является кофе и различного рода десерты (15%). На третьем месте – европейская кухня (11%). При этом наибольшую долю европейского концепта занимает итальянская кухня, также можно встретить французские, греческие, испанские, сербские, шведские и балканские корнеры.
Сетевые заведения общественного питания в фуд-холлах занимают большую долю рынка - 80%, что в 4 раза больше, чем уникальные концепции (20%). В разных фуд-холлах города доля уникальных ресторанных концепций составляет от 15% до 24%. Каждый тип кухни представлен хотя бы одним уникальным корнером на рынке. Можно отметить такие интересные корнеры как «Годзи Покушал» с гонконгскими валфями и хот-догами в Vokzal 1853, Submarine со свежими морепродуктами и нестандартной подачей блюд в Balagan, фаст-фуд из здоровой еды Green point в пространстве «Фабрика». В «Бутылке» расположились уникальные бистро трех разных кухонь: «Дзамико» (грузинская), Oggi bistro (итальянская) Ronny bistro (японская). В Vokzal 1853 работает Family bistro lets play, где располагается двухуровневая игротека для детей и представлено разнообразное и полезное меню.
Из уникальных десертных корнеров можно выделить SuperCrepes с тонкими французскими блинами в Balagan, а также необычную концепцию, представленную в «Галерее» - Souffle, здесь сочетают знакомые всем панкейки с необычными начинками, такими как кусочки манго с малиновым соусом, безе с шоколадным соусом и апельсинами, или же яблочный соус с голубикой и корицей.
Одной из составляющих фуд-холла и его отличительно особенностью по сравнению с фуд-кортом является наличие event-площадки. 12 из 14 фуд-холлов СанктПетербурга располагают подобной площадкой. В фуд-холлах в составе торговых центров развлекательные и образовательные программы ориентированы в основном на детскую аудиторию. Многочисленные мастер-классы по изобразительному искусству, кулинарные мастерклассы, игры и аниматоры позволяют занять детей и дать родителям отдохнуть. В фуд-холлах, расположенных на рынках и в иных локациях, проводятся различные семинары, мастер-классы и фестивали, посвященные интересным дегустациям, кулинарии, заботе о себе.
В некоторых фуд-холлах есть вечера с живой музыкой и DJ сетами, иногда проходят выступления знаменитых исполнителей.
В международной практике представлены концепции, еще не реализованные на нашем рынке. В НьюЙорке в 2015 году был осуществлен нестандартный проект Le District, где расположились: две рыночные секции; секция, включающая корнеры с кофе, выпечкой, десертами и мороженным; и секция с полноценным рестораном Beaubourg Brasserie. Интересной идеей является установка сезонно сменяемой секции, которая была запланирована в одном из Нью-Йоркских проектов - Bourdain Market, но так и не была реализована. Также есть необычный концепт late-night opening фуд-холлов.
Уровень конкуренции на рынке фуд-холлов Санкт-Петербурга достаточно высок. Новые проекты, которые будут открываться в ближайшие годы, будут привлекать посетителей необычной концепций, используя лучшие мировые практики.
Вы подписаны на нашу рассылку
Как только ваш запрос будет обработан, вы получите письмо со ссылкой для просмотра анализа.
На ваш номер телефона выслан смс код. Для продолжения пожалуйста введите его в форме внизу
Отправте запрос и получите актуальное среднемесячное количество пешеходного трафика, количество людей проживающих рядом, а так же информацию об остановках общественного транспора, пешеходных переходах, парковках и метро абсолютно бесплатно.
В каком радиусе от помещения провести анализ пешеходного трафика, инфраструктуры и анализ количества людей проживающих рядом?