imagespecial

В поисках утраченного места: семь объектов московской инфраструктуры, не переживших 2023-й год

Девелопмент нередко располагает к упражнениям в диалектике: реализация одного проекта предполагает разрушение другого. Если историкам и градозащитникам жаль каждое здание как неповторимый фрагмент исчезающей мозаики прошлого, то бизнес, прежде всего, заинтересован в минимизации издержек и упрощении процедуры, власти – в приличных фасадах, а потребитель – в том, чтобы получить удобную недвижимость с современным функционалом. Приемлемый компромисс можно найти практически в любой ситуации, но он требует незаурядной девелоперской культуры. Поэтому мортиролог зданий неумолимо пополняется. Портал Arendator.ru подготовил список из семи представителей исторической инфраструктуры, которые закончили свою карьеру в прошлом году.

 

Пакгаузы Николаевской железной дороги

В 2021 г. стало известно о том, что на базе Ленинградского и Ярославского вокзалов будет создан сверхкрупный транспортный узел, в который войдут интегрированная платформа трех центральных диаметров (МЦД-2, МЦД-4 и перспективный МЦД-5), а также терминал для Высокоскоростной железнодорожной магистрали, соединяющей обе столицы. Жертвами этого решения оказались старинные кирпичные пакгаузы – ровесники самой Николаевской железной дороги. Они входили в инфраструктуру станции «Москва-Товарная». Та же участь может постигнуть историческую инфраструктуру и на противоположном конце проектируемой магистрали – паровозное депо и нефтекачку Хозяйственной станции Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги на Обводном канале Санкт-Петербурга.

Доходный дом Франка

История Большого Кисельного переулка, соединяющего Лубянку и Рождественку, дает богатую фактуру для философских размышлений. Она вся состоит из череды поражений, которые актуальный девелопмент наносил предшествующим поколениям застройки. Когда в XVIII веке Голицынам понадобилось место под усадьбу, они не слишком церемонились с наследием Кисельной слободы. В XIX веке переулок весь покроется новоделом – таким, как, скажем, фабрика Фаберже. Потом ее сменит огромное здание Службы специальной связи и информации. В начале XX в. на остове голицынского дома начнут возводить многофункциональный комплекс, принадлежавший фирме «М. Франк и Ко» – игрока №1 на рынке стекольной продукции в царской России. В его основе лежал проект Льва Кекушева, хедлайнера русского модерна, разработанный при участии Сергея Шуцмана. Два из шести этажей были отведены под торговую недвижимость. Сюда же перевели и часть производственных мощностей. Потом здание, как и всю прилегающую локацию, облюбовали чекисты. Сначала здесь была их казарма, а затем ведомственная школа. Последние десять лет дом пустовал. Как водится, запустение началось с разбитых стекол. Для прежних владельцев это выглядело бы невыносимо жестокой иронией. С 2021 г. ведется ликвидация внутренней структуры здания, которая в 2023-м переросла в полномасштабный демонтаж. Место доходного дома займет элитный жилой комплекс от компании «Трансстройинвеста». Согласно проектной документации проект будет включать 0,9 тыс. кв. м коммерческой недвижимости свободного назначения, 147 квартир и 277 машиномест.

Комплекс зданий страхового общества «Жизнь»

Регистрация «Российского общества застрахования капиталов и доходов» (1835 г.) стала важной вехой в развитии отечественного страхового бизнеса. В дальнейшем эта фирма практиковала исключительно страхование жизни. Ради более надежного рекламного эффекта ее переименовали попросту в «Жизнь». Компании принадлежал комплекс доходной недвижимости на Малой Сухаревской площади. К 2024 г. от него сохранился всего один корпус (строение 1), который до революции вмещал трактиры, торговые лавки, под гостиничные номера эконом-класса и лечебницу. Три других в 2023 г. уступили место новостройке от компании Sense (партнер ГК «ПИК»). Свой проект на Малой Сухаревской девелопер позиционирует как ultra-high level.

Крыло главного корпуса суконной мануфактуры «Йокиш»

В августе 2022 г. «РГ-Девелопмент», которая занимается строительством ЖК «Михалковский» (Головинский район, САО), подтвердила готовность восстановить и адаптировать исторические здания на его территории. Они составляли ансамбль построек суконной мануфактуры, принадлежавшей семейству Йокиш (при большевиках – Московская тонкосуконная фабрика им. Петра Алексеева). Реконструкции подлежат сушильный корпус, который оборудуют под детский сад, и фабричная контора, где находился рабочий кабинет купца первой гильдии Василия Йокиша. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев. Но без потерь для исторического наследия не обошлось. Осенью 2023 г. было снесено северо-восточное крыло главного корпуса – четырехэтажная секция, спроектированная Николая Андреевым уже буквально на пороге революции, в 1917 г. В каком смысле Москва лишилась уникального свидетеля старого мира.

Корпус Ходынской радиостанции

Злосчастным летом 1914 г. Россия вступила в мировую войну. И ей понадобилось новое средство бесперебойной и оперативной связи с союзниками по Антанте, поскольку германцы перерезали телеграфные кабели, пролегавшие по дну Балтийского моря. И военное ведомство решило сделать ставку на радио. За три с небольшим месяца была построена вся необходимая инженерно-техническая инфраструктура на Ходынском поле. Ей посчастливилось уцелеть до наших дней. А вот корпусу 1920-х гг. постройки (кирпичное здание с ленточными оконными проемами и ступенчатым аттиком), повезло куда меньше. Он проиграл конкуренцию новому жилому комплексу. Это высотный проект под брендом «Крост», для которого СЗАО – традиционная сфера влияния и ключевая локация. Его фонд насчитывает почти 350 квартир, паркинг на 171 место и около полусотни апартаментов

Корпуса завода «Союз» («Ф. Байер и Ко»)

Самой крупной потерей 2023 г. стал ансамбль промышленной застройки упраздненного авиамоторного завода «Союз». Под снос пошли 17 корпусов с более чем вековой историей. Это были образцы кирпичного стиля, щедро сдобренные декором, – проект архитектора Анатолия Остроградского. Никогда ранее в Москве не проводился демонтаж исторической застройки в столь большом объеме. Освободившаяся территория стала площадкой для премиального ЖК Luzhniki Collection. Из всего заводского комплекса уцелело только строение 4 (четырехэтажное здание 1905 года постройки), которое относится к другому земельному участку. Промышленное освоение этой части Москвы началось в последней четверти XIX в., когда купец первой гильдии Владимир Столяров открыл здесь производство красок. В 1893 г. актив перешел под контроль немецкого инвестора Генри Теодора Бёттингера. Вместе со своим деловым партнером Фридрихом Байером (основателем знаменитого химико-фармакологического концерна) он учредил торговый дом «Ф. Байер и Г. Беттингер». Со временем фирма превратилась в одного из общероссийских лидеров по производству красителей, химических продуктов и фармацевтических препаратов. Под влиянием трагических событий в стране и мире профиль предприятия неоднократно менялся. С началом Первой мировой оно переквалифицировалось на изготовление взрывчатых веществ. Затем его передали «Экспедиции заготовления государственных бумаг» (предшественница «Гознака»), а в конце 1930-х завод вошел в структуру Наркомата авиапромышленности. На нем выпускались узлы роторов и крыльчатки для турбокомпрессоров, лафеты к авиапушкам и боеприпасы. Созданное на его основе конструкторское бюро под руководством Александра Микулина разработало модель двигателя для первого советского реактивного авиалайнера Ту-104. В 1960-е гг. предприятие получило название, с которым и встретило свой печальный конец, –Московский машиностроительный завод «Союз».

Рогожская тяговая подстанция №1

В Москве осталось совсем немного зданий в стиле постконструктивизм. Летом 2023-го их стало еще меньше. Была снесена Рогожская тяговая подстанция № 1 на Московско-Курской железной дороге, построенная в 1932–1933 гг. С ее помощью электропоезда снабжались постоянным током, преобразованным из переменного. Этот процесс обеспечивается благодаря так называемым выпрямителям, помещенным в характерные цилиндры. Для ремонта трансформаторов была построена башня с квадратными окошками-иллюминаторами. Вся конструкция напоминала поршневой двигатель. А при взгляде из окна проезжающего поезда возникал анимационный эффект: подстанция сама превращалась в локомотив. «Она безусловно заслуживала статуса объекта культурного наследия, и маловероятно, что имела шансы его получить», – грустно отмечают специалисты «Архнадзора».

Источник фото: сайт Archnadzor.ru

к разделу Субъективно

Подписка на новости

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку

Arendator.ru в Telegram
Подпишитесь на наш канал: самые актуальные новости о недвижимости
Мы в Яндекс.Дзен
Подпишись на наш канал: самые актуальные новости о недвижимости


Ваш запрос на анализ принят!

Как только ваш запрос будет обработан, вы получите письмо со ссылкой для просмотра анализа.

Проверка через смс на номер телефона

На ваш номер телефона выслан смс код. Для продолжения пожалуйста введите его в форме внизу


Анализ пешеходного трафика

Отправте запрос и получите актуальное среднемесячное количество пешеходного трафика, количество людей проживающих рядом, а так же информацию об остановках общественного транспора, пешеходных переходах, парковках и метро абсолютно бесплатно.


В каком радиусе от помещения провести анализ пешеходного трафика, инфраструктуры и анализ количества людей проживающих рядом?

Подпишитесь на наш канал в Теlegram