Времена безликих и типовых подъездов прошли, теперь лобби не только поддерживает эстетику жилого проекта, но и выполняет сразу несколько важных функций. Рассмотрим, зачем в современных домах, особенно в высокобюджетных, делают дизайнерские лобби и какими обязательными элементами его наполняют.
От «царских» парадных к советским подъездам и обратно
В царской России лобби или парадные, как их тогда называли, демонстрировали статус дома и его обитателей. В богатых домах величественные холлы с высокими потолками отделывали мрамором и лепниной, украшали картинами, статуями, барельефами, каминами и широкими лестницами с коваными перилами, в окна вставляли резные рамы и красочные витражи.
В Советском Союзе с распространением массового жилищного строительства шикарные парадные сменили типовые, строго функциональные подъезды, которые воспринимались как буфер между улицей и домом. Такое безликое помещение хотелось быстрее «проскочить», чтобы оказаться в квартире. Интересно, что прошло больше 70 лет со старта индустриального домостроения, но до сих пор почти треть россиян не устраивают их подъезды.
За последние десятилетия функционал входной группы снова был пересмотрен: появились парковки для велосипедов, самокатов и колясок. Постепенно с развитием качественных характеристик жилых проектов вестибюли домов «обрастают» не только дополнительными утилитарными функциями, но и становятся носителями эстетического кода комплекса.
Смена «подъездной» парадигмы
Почему люди постепенно возвращаются к формату парадных, хоть и в новом прочтении? Причин много. Во-первых, усталость от типового домостроения, однообразия дизайнерских и архитектурных решений, возможность путешествовать и знакомиться с высококлассными международными проектами – все это создало запрос у целевой аудитории на красивые и нестандартные лобби.
Известны истории, когда владельцы квартир в старом жилом фонде своими силами делали ремонт, в том числе дизайнерский, в холлах и подъездах. И это далеко не единичные случаи, а заметный тренд, отражающий запрос на комфортные и приятные для глаз места общего пользования.
Более того, сейчас вопрос вышел на государственный уровень. Помимо общеизвестной программы капитального ремонта в домах, в Подмосковье, к примеру, действует программа «Тематический ремонт подъездов», в рамках которой профессиональные художники рисуют картины, отсылающие к истории и достопримечательностям района, где находится дом.
Во-вторых, концепция 15-минутного города, которая становится вектором развития современной жилой среды, определяет наполнение проектов. Новые высокобюджетные жилые комплексы «обрастают» различной инфраструктурой, предлагая своим резидентам в «тапочковой» доступности набор сервисов, исчерпывающий запросы даже самых взыскательных горожан. Лобби как самое «близкое к телу» жильцов общественное пространство в доме также следует этой парадигме.
Must have и никаких гвоздей
Возвращение входной группе демонстрационной функции в сочетании с современными представлениями об удобстве и сервисе превращают безликий и проходной подъезд в «визитную карточку» проекта и многофункциональное пространство одновременно. Лобби — это сердце дома, где начинается его история. Оно создает определенное настроение и подчеркивает статус владельца квартиры.
Это накладывает ряд требований к этому пространству, особенно в высокобюджетных сегментах: качественный дизайн, определенные параметры площади и высоты потолков, наличие сервисов.
Так, в проектах бизнес-класса и выше высота потолков входной группы должна составлять не менее 4,5 метров, а площадь – не менее 80 кв. м.
Второе – продуманная планировка и логистика, которая позволяет грамотно выстроить потоки жильцов и посетителей, поддерживая высокий уровень комфорта.
Третье важное требование – наличие определенных функциональных зон, которое сближает современное лобби жилого дома с вестибюлем в хорошем
отеле. В высокобюджетных сегментах обязательным считается наличие стойки ресепшн и зоны получения корреспонденции, а также зоны ожидания с удобными местами для отдыха. Опциональными могут быть колясочная и места для хранения детских самокатов, зона временной парковки велосипедов и самокатов, санузел для жителей и гостей, постоматы, лапомойки.
Более того, многие застройщики не останавливаются на обязательном наборе функций, а создают нестандартные зоны, превращая лобби в полноценное общественное пространство для жителей. Это могут быть коворкинги и места для встреч и переговоров, библиотеки, лаунж-зоны, кафе и т.д. Фантазия девелопера в этом смысле может не иметь границ.
Красиво жить не запретишь
Особое внимание при проектировании входной группы уделяется эстетике, учитывающей все детали: начиная от выбора материалов и заканчивая освещением и декором. Фактически это первое, что видит посетитель в жилом комплексе, поэтому важно произвести «хорошее первое впечатление».
Еще один важный нюанс – лобби жилого дома не должно быть вычурным. Это пространство, которое посещают каждый день по нескольку раз, оно не должно раздражать и надоедать.
Соблюсти баланс между выдержанным, но не скучным интерьером в лобби позволяют оригинальные элементы. Это может быть все, что угодно: уникальная скульптура, необычный светильник, фактурные стеновые панели или даже нестандартная мебель. Главное, чтобы эти элементы соответствовали общему стилю проекта.
Выбор соответствующих премиальных материалов – тоже «важный штрих» к портрету лобби. Керамогранит, нержавеющая сталь, травертин и декоративная штукатурка – лишь некоторые из них. Они также должны не контрастировать, а дополнять общую архитектурную концепцию и фасадные решения дома, в идеале –перекликаться с ними.
Нельзя забывать о качественном освещении и мебели, поэтому архитекторы предпочитают интегрировать в проекты вещи известных брендов: Astep, Flos, Draga@Aurel, Lumina, De Padova, Poliform, Molteni, Minotti и другие.
Так, в современных жилых проектах высоких сегментов, с одной стороны, лобби вобрало в себя эстетику «царских» парадных с изысканным интерьером. С другой - входная группа в новом прочтении получила не только декоративную, но и вполне конкретные утилитарную и общественную функции, став полноценным общедомовым пространством для отдыха, работы, бытовых сервисов. Именно сочетание красоты и практичности делает лобби таким важным элементом комфортной жилой среды в наше время.
Автор: Архитектурное бюро RYMAR.Studio
Иллюстрации: жилой проект Rakurs