imagespecial

Эксперты рассказали о способах повышения дохода от недвижимости

На деловом завтраке BestBreakfast, посвященном управлению активами, эксперты обсудили актуальные форматы недвижимости и способы увеличения стоимости и доходности различных объектов. В тренде остается мультифункциональность и цифровизация объектов.

Развитие цифровой экономики, внедрение новых моделей потребления и общая экономическая ситуация диктуют тренды на рынке недвижимости: в 2024 году максимальный рост (+28%) продемонстрировали форматы для обслуживания интернет торговли (распределительные центры, фулфилмент-центры, дарксторы, ПВЗ), объем инвестиций в этот сегмент составил 34,8 млрд руб (данные ГК “БестЪ”). Также среди лидеров по интенсивности развития - коворкинги и гибкие офисы, загородные комплексы для аренды и глемпинги, каждый из сегментов вырос на 14%. По данным аналитиков ГК «БестЪ», на втором месте по объему инвестиций - сервисные апарт-отели (24,4 млрд руб), данный сегмент вырос на 10% по отношению к предыдущему году.

Станислав Ступников, партнер и генеральный директор “МТЛ. Управление активами” (ГК “БестЪ”): “Рост себестоимости строительных работ и заградительные ставки по кредитам не позволяют оперативно строить новые объекты под современные запросы клиентов. Поэтому мы наблюдаем различные подходы к повышению эффективности управления уже действующими объектами. По нашему опыту формула адаптации объекта к изменениям на рынке сегодня включает в себя: анализ наилучшего использования объекта и участка, комплексную маркетинговую концепцию, инвестиционно оправданный “смарт-дизайн”, проект управления и эксплуатации, эффективное управление и эксплуатация, брокеридж и цифровизация. Покупателями коммерческой недвижимости все чаще становятся собственники и руководители IT-компаний, что также стимулирует запрос на цифровизацию
объектов”. По данным Андрея Анфиногенова, декана факультета технологического менеджмента и инноваций, Университет ИТМО лидирующими технологиями в сфере недвижимости на данный момент являются использование больших данных и аналитики, ИИ и цифровых платформ, систем умного дома и управления офисом, дополненной и виртуальной реальности, робототехники, а также различных финансовых решений.

Подход к управлению объектами недвижимости меняется в том числе и из-за смены предпочтений основного потребителя, обусловленной активным выходом на рынок представителей более молодых поколений. Дмитрий Иванов, доктор социологических наук, профессор факультета социологии СПБГУ, подчеркнул, что “зумеры” (родившееся в 1995-2010 годах) ориентированы на потоковое потребление, более мобильны по сравнению с более старшими поколениями и ценят насыщенную жизнь. Дмитрий Абрамов, генеральный директор управляющей компании инвестиционного фонда Jensen Group: “Возраст наших арендаторов и гостей очень зависит от объекта. Если говорить про бизнес-центры, то после ротации и повышения ставок наш основной арендатор - это IT-компании, что отражается и в требованиях к офисной среде. Для более молодой аудитории, которая составляет 80% сотрудников в IT, важен не вид из окна, воздухообмен здания или нагрузка на перекрытия, а наличие инфраструктуры. И это не только кафе, рестораны и магазины, но и театры, выставочные объекты и прочие объекты, связанные с эмоциями”.

Юрий Грудин, генеральный директор ГК Formula City: “Искусство девелопмента в том, чтобы создать многофункциональный объект в конкретном месте, конкретном пространстве. Девелоперу нужно знать подходы, как сбалансировать проект за счет разных функций и привлечь свою, платежеспособную аудиторию. В своих проектах, например, мы реализуем концепцию well-being (с англ. «благополучие»)”.

Одним из ключевых вопросов мероприятия стало обсуждение популярности вложения средств в недвижимость среди разных поколений.

Большинство экспертов пришли к выводу, что для успешного инвестирования в недвижимости необходим опыт и профессионализм. Дмитрий Некрестьянов, Партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям Адвокатское бюро «Качкин и партнеры»: «Чтобы заработать на недвижимости, надо либо играть в долгую, либо быть умным. Объясню на элементарном примере: если вы продаете нежилой объект недвижимости, вы должны заплатить государству 60% от суммы сделки в виде налогов (25% -налог на прибыль, 20% НДС, 15% - налог на дивиденды). На биткоине можно заработать быстрее и больше, поэтому это более популярно. Поэтому на рынке недвижимости выживают только профессионалы либо те, кто готов играть в долгую. И это приводит нас к возрастному цензу и объясняет, почему люди в возрасте больше склонны инвестировать в недвижимость: им это более привычно и у них уже есть соответствующий опыт».

Александр Басалыгин, собственник БС АРТ ДЕВ: “Несмотря на то, что недооцененных активов становится все меньше, поле для деятельности все равно есть. Достаточно большой потенциал у объектов, которые достаются по наследству непрофильным инвесторам. Но тут для инвестора важно правильно выбрать консультанта, который поможет правильно спланировать жизненный цикл объекта и настроить все вопросы управления”.

Ольга Маслова, заместитель генерального директора УК "ДОХОДЪ": “Задачи, с которыми клиенты обращаются к нам, чаще всего максимально простые и жизненные - сохранить капитал и приумножить его. Это особенно актуально для семейных и личных фондов, когда речь идет о наследовании бизнеса. Передавая в фонд капитал и активы, бенефициар консолидирует разрозненное имущество в едином центре управления, которым выступает УК. Это позволяет оптимизировать процессы управления и заранее, без конфликтов, выбрать оптимальный и комфортный сценарий наследования, учесть интересы семьи и бизнес-партнеров. В момент перехода наследственных прав профессиональные управляющие обеспечат бесперебойную работу бизнеса и получение дохода. А если наследники не хотят или не готовы участвовать в операционном управлении семейными предприятиями, продолжат это делать на протяжении существования личного фонда. Обеспечение безопасности и стабильности семейных активов, переданных в фонд, - приоритет управляющей компании”.

Говоря о доходности объектов, эффективности управления ими и эксплуатации участники обратили внимание на определенные риски.

Роман Гнеушев, генеральный директор PREMIUM LIFE GROUP: «В конце 24 года многие сервисные компании, оказывающие услуги клининга, просто закрылись. Некоторые даже не стали входить в зимний сезон, посчитав это нерентабельным: все осознавали рост уровня заработной платы, дефицит кадров, рост стоимости расходных материалов на 20-30%, налоговую реформу (появление НДС для юрлиц на системе УСН). Около 90% наших заказчиков – это крупные компании, девелоперы Петербурга и Москвы. Поэтому мы пошли по пути расширения портфеля наших услуг для корпоративных заказчиков, а также вышли на рынок b2c, предоставляя услуги конечным пользователям. Например, в объектах, где мы предоставляем свои услуги управляющей компании, мы заключаем второй контракт, в рамках которого можем оказывать бытовые услуги собственникам и жильцам этого объекта. Это позволяет оптимизировать затраты для управляющей компании, предоставить более качественный сервис и заработать дополнительную прибыль нам. Кроме того, мы стараемся механизировать ручной труд, таким образом сокращая затраты на персонал и повышая качество сервиса».

Собственники и девелоперы коммерческой недвижимости активно ищут новые идеи, форматы и стратегии для повышения стоимости и доходности своих объектов. Те, кто сможет адаптировать свои активы к меняющимся условиям рынка, оставаться открытыми новым технологиям и гибко реагировать на изменения в потребительских предпочтениях, действительно овладеют искусством повышения доходности независимо от рыночной конъюнктуры.

Модераторами мероприятия выступили Станислав Ступников, партнер и генеральный директор “МТЛ. Управление активами” и Мария Элькина, архитектурный критик, писатель и автор ТГ канала “Город, говори”.

Организаторы: ГК «БестЪ», «МТЛ. Управление активами».
При поддержке: «Качкин и Партнеры», АО Банк «ПСКБ», ООО «УК «ДОХОДЪ»,
Premium Life Group, AM. PM3 и «Гласскон». PR-партнер «Репутация».
Генеральный интернет-партнер: Arendator.ru.

к ленте новостей

Подписка на новости

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку

Arendator.ru в Telegram
Подпишитесь на наш канал: самые актуальные новости о недвижимости
Мы в Яндекс.Дзен
Подпишись на наш канал: самые актуальные новости о недвижимости


Ваш запрос на анализ принят!

Как только ваш запрос будет обработан, вы получите письмо со ссылкой для просмотра анализа.

Проверка через смс на номер телефона

На ваш номер телефона выслан смс код. Для продолжения пожалуйста введите его в форме внизу


Анализ пешеходного трафика

Отправте запрос и получите актуальное среднемесячное количество пешеходного трафика, количество людей проживающих рядом, а так же информацию об остановках общественного транспора, пешеходных переходах, парковках и метро абсолютно бесплатно.


В каком радиусе от помещения провести анализ пешеходного трафика, инфраструктуры и анализ количества людей проживающих рядом?

Подпишитесь на наш канал в Теlegram